По подсчетам Дмитрия Хазова, в Санкт-Петербурге ее доля составляет 73% от общего числа умерших, в Москве и Новосибирске — 74%, в Екатеринбурге — 75%. Кремация в среднем в два раза дешевле похорон в землю, поясняет президент Ассоциации крематориев Алексей Сулоев. Но мощностей не хватает: на один крематорий должно приходиться 500 тыс. жителей, объясняет в своем письме господин Хазов. Сейчас показатель составляет 3,8 млн человек.
У муниципалитетов и регионов средств на строительство новых объектов нет, говорит Светлана Разворотнева. Поэтому создание частных крематориев — «единственно доступный способ законодательно установленного обеспечения гарантий достойного погребения каждому», считает господин Хазов. Вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев России Владимир Родькин называет крематории выгодным бизнесом: их окупаемость сейчас пять—семь лет.
Но фактически объектов не так много. Согласно подсчетам Ассоциации крематориев, сейчас в России 38 крематориев, 28 принадлежат бизнесу. Строятся еще 23 коммерческих объекта. Но их правовой статус, по словам юриста в похоронной сфере Елизаветы Потемкиной, пока не определен. Это приводит к формированию негативной судебной практики, считает эксперт. Так, в прошлом году в Подмосковье по решению суда закрыли крематории «Каменный цветок» и «Честный агент», посчитав их деятельность незаконной.